Наши партнёры
КП "Чайка"
ОАО "Афина"
УР "Ариар"
ОАО "АвтоЛидер"
ОАО "Мираж"
ОАО "ДАРУС"
УР "Сокол"
ЗАО "AVA Motors"
ОАО "Тан Син"
ООО "AutoTime"
ОАО "Афина"
УР "Ариар"
ОАО "АвтоЛидер"
ОАО "Мираж"
ОАО "ДАРУС"
УР "Сокол"
ЗАО "AVA Motors"
ОАО "Тан Син"
ООО "AutoTime"
Читайте также
Материалоемкость
На автомобиле установлены необслуживаемый аккумулятор, саморегулирующиеся тормоза, шарниры равных уг...
Автомобильная техника
Самый крупный из семейства тяжелых автомобилей, используемых для размещения ракетного комплекса, — М...
На автомобиле установлены необслуживаемый аккумулятор, саморегулирующиеся тормоза, шарниры равных уг...
Автомобильная техника
Самый крупный из семейства тяжелых автомобилей, используемых для размещения ракетного комплекса, — М...
Вопрос специалисту
На правах рекламы
Последние новости
Производство грузовиков
Это интересное решение привело к рождению автомобиля, не имеющего прецедента в мировой практике. Во ...
Это интересное решение привело к рождению автомобиля, не имеющего прецедента в мировой практике. Во ...
«Таврия» ЗАЗ-1102
Наше объединение переходит к выпуску модели — ЗАЗ—1102. Новой не только потому, что каждая ее деталь...
Наше объединение переходит к выпуску модели — ЗАЗ—1102. Новой не только потому, что каждая ее деталь...
Ремонт на время
30.10 21:06Ралли никогда не было простым видом спорта. Сумасшедшая «Группа Б» осталась в истории и сердцах фанатов, но гонки по узким лесным дорожкам на скорости под двести километров в час, борьба за секунды и сложнейшие автомобили, которые лишь отдаленно напоминают серийные, привлекают внимание миллионов поклонников и сегодня. А в следующем году должно стать еще интереснее: поменяется технический регламент, машины станут мощнее, быстрее и получат активный центральный дифференциал вместо нынешней жесткой связи передних и задних колес. Судьба титула в нынешнем Чемпионате мира по ралли (WRC) оказалась решена еще за две гонки до финиша: четырехкратным чемпионом стал пилот команды Volkswagen Себастьен Ожье, который выиграл двенадцатый этап WRC, Ралли Испании. То, что все оконачательно определилось именно здесь — это круто. Ведь Испания — самый необычный «раунд» среди всех гонок сезона. Только здесь гонщики за уикенд едут сразу по двум типам покрытия: сначала по гравию, а затем по асфальту. А ведь для того, чтобы автомобиль одинаково быстро ехал в этих принципиально разных условиях, механикам команды приходится его перебрать почти полностью, заменив — вдумайтесь! — 1348 деталей. И все должно произойти в строго ограниченное время — в противном случае команда получает штраф: десять секунд за каждую минуту опоздания. И любая мелочь здесь может стоить как минимум гонки, а как максимум — титула. Чтобы посмотреть, что и как делают механики чемпионской раллийной команды в режиме катастрофической нехватки времени, «Мотор» отправился в Испанию. Четыре часа дня. Сервис-парк, расположенный в местечке Терра-Альта в провинции Таррагона, огромен. Одна только команда Volkswagen привезла сюда семь грузовиков, включая многотонные автомобили с запчастями, собственную кухню и столовую, командный пункт и моторхоум для прессы. Пока гости автопроизводителей расходятся по экскурсиям, механики готовятся к прибытию автомобилей. Аккуратно разложены запчасти и инструменты, но никто не спешит — все знают, что машины прибудут в 17:21 и ни минутой позже, а работы начнутся строго по графику. На всех этапах Чемпионата мира по ралли у механиков есть всего 45 минут, чтобы привести автомобиль в порядок и подготовить его к следующему дню гонки. Но только не в Испании. Здесь у команды есть 75 минут, по истечении которых от прежнего автомобиля останутся, по сути, только силовая структура кузова, двигатель да обвес. С гравийной конфигурации машину приходится переделывать для гонок на асфальте — а это значит, что придется заменить подвеску, коробку передач, задний дифференциал, тормоза, колеса в сборе и перенастроить некоторые другие параметры. На обычном автосервисе этот процесс растянется дня на три, а тут займет всего чуть больше часа. Первым на территорию сервис-парка заезжает автомобиль лидера чемпионата, Себастьена Ожье. После спецучастка машина отпавляется на мойку, а затем в зону для СМИ, где помимо раздачи обязательных интервью прессе пилоты могут сразу рассказать старшим механикам о неисправностях, чтобы команда могла подготовиться и добавить новые пункты к списку регламентных работ. Потому что после 115 километров по грязи, камням и гравию с машиной может произойти все, что угодно. Занимаем место перед моторхоумом, ждем прибытия автомобилей и готовимся записывать все действия команды. Автомобиль Ожье заезжает в ремонтную зону. В течение следующих двух минут пилот говорит с членами команды и уходит на отдых, а механики занимают места перед машиной. Начало работ — строго по запланированному графику, минута в минуту. В это же время прибывает машина напарника Ожье по команде, Андреаса Миккельсена, но работы с ней пока не начинают. По правилам, каждым автомобилем одновременно могут заниматься только четыре механика. При необходимости их число можно увеличить до восьми, забрав еще четверых у другой машины. У каждого из механиков есть нашивки с его «порядковым номером» и номером автомобиля, к которому он приписан. Это помогает техническому комиссару FIA отслеживать соблюдение регламента. Колеса откручены, сняты бамперы – механики начинают разбирать подвеску. Через две минуты будут откручены подрамники и рычаги. Строго говоря, у механиков нет временного норматива на выполнение каких-либо действий: один может делать что-то медленнее, чем другой, и позднее мы это еще увидим. Снят правый задний тормозной механизм в сборе со стойкой, остальные тормоза пока на месте. Снят левый задний тормозной механизм и стойка с рычагом, а также правый задний подкрылок. Откручен задний дифференциал. Таким образом, на то, чтобы разобрать всю заднюю подвеску, у трех человек уходит девять минут. Еще минута требуется двум механикам, чтобы унести «гравийный» и принести «асфальтовый» дифф, причем сразу в сборе с подрамником. Колесные арки очищают от грязи. Одновременно снимается кресло пилота, начинаются работы в салоне, а в багажнике демонтируется система гидравлического ручника. Вызывают старшего механика — возникли проблемы с креплениями на днище автомобиля. Ему передается дефектная шайба. Снята коробка передач. Для Polo WRC используется шестиступенчатая секвенталка с двойным сцеплением ZF, но для разных типов покрытия нужны разные передаточные числа и другие настройки. Часть элементов, которые меняются в процессе обслуживания, привозят закрытыми в кожухах — секрет! Видно лишь, как из-под машины выбрасывают ненужный кожух и слышно, как вдруг зажужжал гайковерт. Механики устанавливают задний дифференциал. Еще минута и он закреплен. В команде говорят, что в идеале два механика, если не будут отвлекаться ни на что другое, заменят коробку передач в сборе за 10 минут, дифференциал — за семь-восемь. На амортизаторы требуется две минуты, а полностью перебрать подвеску можно за три минуты. Начинается монтаж «асфальтовых» задних пружин и амортизаторов (ход подвески — 180 миллиметров на асфальте и 275 миллиметров на гравии). Сразу после этого механики устанавливают новые задние тормоза. Диски у асфальтового варианта 355-миллиметровые спереди и 350-миллиметровые сзади, а для гравийной модификации они 300-миллиметровые «по кругу». Суппорта одинаковые — четырехпоршневые спереди и сзади. Начинаются работы над машиной Миккельсена. Сняты все колеса. У команды на гонку есть 62 покрышки на каждую машину. Для сравнения, в 1990-м на Ралли Монте-Карло у команды Toyota было в общей сложности 3000 покрышек, по тысяче на каждый автомобиль. Сейчас — всего 80 комплектов. 15-дюймовая гравийная шина в сборе с диском весит примерно 24,5 килограмма. За гонку, из-за потери части протектора, она становится легче на 2,5-3 килограмма. 20-килограммовые 18-дюймовые асфальтовые колеса лишаются за одну гонку лишь около 500 граммов протектора. Кстати, на шинах нет маркировки, мягкие они или жесткие — чтобы не давать другим командам информации о выбранной тактике. Механики прикручивают к машине Ожье задние рычаги, закрепляют тормозные шланги и диски. У машины Миккельсена откручен подрамник и рычаги подвески. Еще семь минут потребуется, чтобы полностью снять всю подвеску, дифференциал и тормоза. В этот момент отлично видно, что механики работают с разной скоростью. Сзади справа на машине чемпиона мира уже установлены тормозные колодки, а слева они будут готовы только через десять минут. За полчаса до истечения времени у автомобиля Ожье начинают чистить салон и протирать стекла. Установлены новые передние стойки, но тормоза пока еще не готовы. Рычаги передней подвески и рулевые тяги по-прежнему еще не прикручены. Завершается монтаж коробки передач. С трансмиссией все это время работает только один человек. У машины Миккельсена установлены «асфальтовые» задние стойки, а на автомобиле Ожье начинают ставить передние тормоза. Выставляется геометрия подвески. Механик готовится прикручивать передний бампер. До конца отведенного времени остается 28 минут. Установлен передний бампер, а через минуту – передние тормозные механизмы. Установлен задний бампер. Тормоза прокачаны. Запускается двигатель и начинается инспекция правильности монтажа. Механики вращают тормозные диски вперед и назад, проверяют работу колодок. На это уходит одна минута. Старший механик проходит с чек-листом, проверяя, все ли работы сделаны, и опрашивает каждый пост. Все колеса на месте. Автомобиль спускается с домкратов на весы. Ограничение по минимальной массе — 1200 килограммов. До того как выпустить машину на этап, инженеры должны поговорить с пилотом и штурманом, чтобы узнать состояние трассы и то, насколько абразивно покрытие — от этого зависит, как много протектора на шинах они потеряют. Если износ ожидается слишком сильным, то в машину добавят дополнительный балласт, чтобы к концу спецучастка она все еще соответствовала техническим требованиям. Весы убраны. Все механики протирают кузов и стекла. В машину садятся два человека и отгоняют ее в закрытый парк. За это время, если кто-то из команды почувствует какие-то неполадки или дефекты, у команды будет еще 15 минут утром следующего дня на то, чтобы устранить неисправности. В закрытом парке автомобиль ремонтировать нельзя. До конца отведенного времени остается 37 секунд. Автомобиль Миккельсена тоже почти готов. Устанавливаются бамперы, проверяется работа колес и тормозов, и через 20 минут Polo R WRC тоже уезжает в закрытый парк. Механики Миккельсена справились быстрее — до конца отведенного времени остается две минуты и 14 секунд. Позже всех, примерно через час после окончания работ с машинами Ожье и Миккельсена, в сервис-парк прибывает машина еще одного гонщика Volkswagen — Яри-Матти Латвалы. На спецучастке финн попал в аварию и не смог самостоятельно добраться до финиша этапа. Поэтому механикам спешить некуда: из-за того, что пилот выбыл в этот день из гонки, у них есть целых три часа, чтобы привести автомобиль в порядок. На часах восемь вечера и уже давно стемнело. В паре километров от сервис-парка — теплое море. Но болельщики все толкутся вокруг шатров и ждут, пока команда приступит к ремонту VW Polo Латвалы. Потому что наблюдать за тем, как один ралли-кар за час с небольшим превращается в другой, жутко интересно. Но драмы тут нет: все действия механиков четкие, выверенные. Никакой суеты и паники — даже когда возникают проблемы или обнаруживаются поломки. Драму мы будем ждать в следующем году, когда в силу вступят другие технические требования, а в гонки вернутся активные дифференциалы и заводская команда Toyota. Бороться за титул командам станет еще сложнее, зато нам наблюдать за этой борьбой — еще интереснее. mИсточник: Lenta.ru
Каталог предприятий