Наши партнёры
Читайте также
Комфорт «Таврии» ЗАЗ-1102Пассивная и активная безопасность

Благодаря передним ведущим колесам у «Таврии» намного выше курсовая устойчивость, в целом заметно ул...


Долговечность

Благодаря такой конструкции при выходе из строя одного из контуров эффективность торможения сохраняе...


Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш Email
На правах рекламы
Последние новости
Производство грузовиков



Это интересное решение привело к рождению автомобиля, не имеющего прецедента в мировой практике. Во ...
«Таврия» ЗАЗ-1102



Наше объединение переходит к выпуску модели — ЗАЗ—1102. Новой не только потому, что каждая ее деталь...

Горная гонка «Пайкс пик» состоялась: победитель едва видел дорогу в тумане

30.06 11:08Легендарная гонка на горе «Пайкс-Пик» в штате Колорадо должна была пройти в сотый раз — но едва не сорвалась из-за сильнейшего тумана, в который погрузилась гора. Впрочем, культовый хиллклайм всё-таки состоялся, причём в полном объёме — участники проехали всю 20-километровую дистанцию. Правда, из-за этого ни о каких рекордах и речи не было. По случаю юбилея редакция «Мотора» решила пройтись по истории этой своеобразной гонки и рассказать о самой интересной технике — ведь благодаря очень свободным правилам такова чуть ли не каждая вторая машина. А заодно и вглядеться в биографии главных героев: на Пайкс Пике выросли целые гоночные династии! Вершины Скалистых Гор спокойны и величественны — совсем не располагают к суете. Трудно поверить, что в этих местах, где кругом если не горнолыжный курорт, то национальный парк, и даже не проводится ни одной гонки NASCAR, может быть что-то связанное с автоспортом. И вот поди же ты: именно здесь, на горе Пайкс Пик близ Колорадо-Спрингс проводится одна из старейших гонок в мире! Pikes Peak International Hill Climb — так она называется — впервые была организована в 1916 году. То есть она всего на пять лет младше, чем Indy 500, и на семь лет старше «24 часов Ле-Мана». Сто лет назад вовсе не туризм, а добыча различных руд была главной отраслью в этих краях — каждый день в забой спускались сотни горняков, о чём напоминают четырнадцать геологических музеев и двадцать шахт, переоборудованных для проведения экскурсий. А гонка появилась как раз благодаря... сокращению добычи и появлению здесь в начале ХХ века организованного туризма. Платную дорогу к вершине Пайкс Пик проложил в 1915 году один из местных горнопромышленников — владелец золотых и медных шахт Спенсер Пенроуз. А чтобы привлечь внимание к достопримечательности, Пенроуз в 1916 году устроил гонку, на которую пригласил спортсменов, участвовавших в соревнованиях Indy 500. Собственно, «Пайкс Пик хайвей» действует и поныне: плати двенадцать баксов с носа и езжай наверх. С тех самых пор хиллклайм проходит ежегодно — традиция нарушалась всего трижды: в конце десятых годов XX века, в 1935-м году и во время Второй мировой войны. Как раз поэтому юбилейная сотая гонка состоялась только сейчас, хотя сто лет ей исполнилось в 2016 году. Больше восьмидесяти лет дорога оставалась в своём первозданном виде — укатанной грунтовкой. Тучи пыли, глубокие заносы, борьба с непослушной машиной: вот что полюбилось болельщикам, вот что тянуло в Колорадо лучших гонщиков США (и не только). Чтобы понять, каким был «Пайкс-Пик», лучше всего посмотреть замечательную короткометражку «Climb Dance» с победителем 1988 года Ари Ватаненом и среднемоторным турбо-монстром Peugeot 405 T16 в главных ролях. В двухтысячные по настоянию экологов дорогу начали асфальтировать, и в 2011 году покрыли асфальтом на всём протяжении. Теперь никто больше не мчится по серпантину в заносе — вот только гонка стала быстрее, опаснее и сложнее. Например, в 2013 году Peugeot 208 T16 Себастьена Лёба достигал скорости 240 километров в час! При этом «Пайкс Пик» по-прежнему мало похож на европейские хиллклаймы, что проводятся в горах Швейцарии, Италии или Австрии. Во-первых, его дистанция гораздо больше (20 километров), а во-вторых — здесь колоссальный перепад высот. Старт дают на отметке 2862 метра, а финишируют спортсмены почти на самой вершине — 4302 метра. Там даже дышать тяжело: без акклиматизации и 100 метров проходишь с одышкой. Разумеется, кислорода не хватает и машинам, поэтому почти все гоночные болиды снабжены «дыхательным аппаратом» в виде турбонаддува. Настроить подвеску теперь, после асфальтирования — целая проблема. Скажем, владелец команды E-Motion Engineering Джои Сили признаётся, что «Пайкс Пик» требует уникального подхода к настройке шасси и поддержанию рабочей температуры агрегатов. Калифорниец, подготовивший для гонок не один Porsche, поясняет: «Мне никогда не приходилось настраивать кольцевую технику даже близко к тому, как мы настраиваем машину для Пайкс-Пика». Трудность в том, что положенное в разные годы покрытие сильно различается. При этом нижняя секция дороги ходовая, дальше идёт медленный серпантин, а на самом верху асфальт изобилует кочками. Поэтому и для гонщиков, и для инженеров так важен специфический опыт, который можно приобрести только на Пайкс-Пике. В этот раз участники на протяжении недели тестировались при замечательной ясной погоде — но в день гонки гору накрыло огромным облаком. Даже на стартовой прямой лежал густой туман! Несмотря на сложности с погодой, на этот раз гонщики проехали все 20 километров дистанции, финишировав где обычно — на высоте 4,3 тысячи метров над уровнем моря. Хотя в сильную непогоду дистанцию и принято сокращать: только на моей памяти такое было дважды, в 2021 и 2018 году. Быстрейшим в гонке оказался лидер квалификации Робин Шут — гонщик и инженер, ранее занимавшийся шасси в Jaguar Land Rover, Tesla и Faraday Future, а сейчас возглавляющий англо-американсккую команду TSC Motorsport. В 2019 году за рулём этого же прототипа итальянской фирмы Wolf британец показал результат 9 минут и 12,476 секунд. Но с тех пор машина получила более развитый аэродинамический пакет, разработанный фирмой Black Art Customs, и новую версию мотора Honda K20 — объёмом 2,1 литра и мощностью порядка 550 лошадиных сил. Впрочем, из-за непогоды доработки оказались бесполезны: Робин уступил собственному результату трёхлетней давности почти минуту, показав время 10 минут и 9,525 секунд. «Очень трудные условия, много участков плотного тумана. Особенно печальным был последний отрезок — я ехал всего лишь на третьей передаче, просто пытаясь не потерять дорогу. Не сводил глаз с разметки по краям дороги и надеялся добраться до финиша» — прокомментировал победитель соревнований. Посмотрите его онборд, убедитесь, что англичанин не преувеличивает! Кстати, в этой гонке принимало участие ещё два пилота на похожих болидах Wolf, но c совершенно другими двигателями: на машине Генри Хилла это был V8 Ford Coyote, а у Дена Новембре — атмосферный V8 на основе мотоциклетного двигателя Suzuki Hayabusa. Высокого результата им достичь не удалось, хотя Новембре и показал очень достойное четвёртое время в квалификации. Но винить в этом гонщиков язык не поворачивается. После финиша Новембре признался: «Был мокрый асфальт и почти нулевая видимость... Конечно, результат в 11 минут и 20 секунд — это не то, на что мы рассчитывали. Но я чувствую облегчение, что вообще доехал. Это была самая сумасшедшая и страшная попытка в моей гоночной карьере». В таких условиях уже не кажется удивительным, что второе место в абсолютном зачёте занял опытнейший местный гонщик Дэвид Доннер на... почти стандартном полноприводнике Porsche 911 Turbo S. Всё, чем его машина отличалась от Porsche из автосалона — это каркас безопасности в выпотрошенном салоне, гоночное сиденье с шеститочечными ремнями, взрывобезопасный бензобак, более свободный выхлоп и специальная программа управления двигателем. Даже шины использовались дорожные! Вообще-то, его целью было побить рекорд времени для стандартных машин, который в 2019 году установил Рис Миллен на Bentley Continental GT. Из-за непогоды это не вышло: Доннер проехал дистанцию за 10 минут и 34,053 секунды, что немного медленнее рекорда. С другой стороны, без дождя и тумана ему было бы не видать второго места в «абсолюте»... Между прочим, это не высшее достижение в его длинной гоночной карьере: уроженец Палм-Спрингс выступает уже 35 лет, а в 1991, 2002 и 2005 годах он за рулём неизменного багги Donner-Dykstra побеждал в абсолютном зачёте! Причём это было ещё в те годы, когда гонка ещё была грунтовой... Для его семьи «Пайкс пик» — это настоящая скрепа. В пятидесятые в соревнованиях участвовал отец Роберт на Porsche, а в восьмидесятые — старший брат Бобби (он трагически погиб в 1989 году на другой гонке, столкнувшись с оленем). Кстати, не удивляйтесь: в США ещё немало таких гоночных династий, исторически связанных с культовым хилл-клаймом! И про многих мы решили рассказать в нашем репортаже. А в первую очередь хочется упомянуть отца и сына Миллен. Решение 71-летнего Рода Миллена принять участие в юбилейных соревнованиях стало одним из самых главных событий гоночной недели! Ради этого живая легенда «Пайкс-Пика» — пятикратный победитель и последний рекордсмен старой грунтовой трассы — привёл в порядок свою Тойоту Tacoma 1998 года. Пожалуй, это одна из самых совершенных машин в истории гонки: настоящий прототип, созданный командой All American Racing Дена Гёрни — той самой, что строила чемпионские Тойоты серии IMSA GTP. Под пластиковой скорлупой, имитирующей обводы серийного пикапа — пространственная рама из стальных труб, турбомотор Toyota 503E объёмом 2,1 литра мощностью около 750 сил и полноприводная трансмиссия. Новозеландец проехал трассу за 11 минут и 6,152 секунды: восьмое место абсолютного зачёта. Между прочим, в 1994 году он прошёл тогда ещё полностью грунтовую трассу за 10 минут и 4,060 секунды — рекорд, который уже никогда не будет перекрыт. По мнению Миллена-старшего, на сухом асфальте Tacoma имеет восьмиминутный потенциал. «Но я больше не восьмиминутный гонщик» — говорит он. Хотя по онборду видно, что порох в пороховницах ещё есть: посмотрите, как лихо Род ловит машину (на отметке 2:45), поскользнувшуюся на влажной разметке! Его сын Рис Миллен уже дважды становился «царём горы», а на этот раз сел за руль Porsche 911, подготовленного командой E-Motion Engineering. Изначально это был быстрый кольцевой 911 GT3R поколения 991 категории GT3, но американцы его полностью переделали. Штатный «атмосферник» 4.0 поменяли на Mezger-мотор от 997 GT3, который на фирме EvoSpec снабдили парой турбин Garrett G35-1050. Охлаждение интеркулеров — жидкостное, при помощи бака с холодной водой справа от водителя. Мотор работает на бензоспиртовой смеси E85 и развивает 1000 лошадиных сил на колёсах при 8000 оборотах в минуту. Среди других особенностей машины — амортизаторы KW с тремя регулировками и изменённое оперение «по мотивам» штатного. По словам Миллена, это настоящая «девятиминутная» машина — но погода на горе не позволила проехать ему быстрее, чем 10 минут и 52,664 секунды: шестое место в «абсолюте». Между тем, третье место в абсолютном зачёте и первое в классе Time Attack 1 занял Дэвид Донохью на почти стандартном заднеприводном Porsche 911 GT2 RS Clubsport: он финишировал с результатом 10 минут и 35,83 секунды. Впрочем, надо понимать: уже с завода этот Porsche вышел в виде гоночной машины с допуском на дороги общего пользования — с вварным каркасом безопасности и 700-сильным турбомотором. А в мастерской BBI Autosport автомобиль доработали ещё серьёзнее: снабдили подвеской голландской фирмы JRZ, специально разработанным для Пайкс-Пика аэродинамическим оперением фирмы Airtech и титановой выпускной системой. А инженеры компании M Engineering непосредственно на горе подбирали самые выгодные калибровки двигателя, трэкшн-контроля и коробки PDK. Победа в классе «Open Wheel» и четвёртое место в абсолютном зачёте — у представителя местной гоночной династии Коди Васхольца. В восьмидесятые и девяностые на горе гонял его дед Леонард, 18 раз побеждавший в своём классе. У его отца Клинта — 24 победы в разных классах, на двух и четырёх колёсах (и даже одна в «абсолюте»). Коди тоже много лет выступал на мотоциклах, а сейчас сел за руль машины, на которой отец побеждал в 2020-м! Кстати, большинство автомобилей этого класса смахивают на мутировавшие «формулы» — но болид Васхольца совсем другой. Конструктивно он напоминает машину серии NASCAR, только без внешних панелей, придающих сходство с серийными автомобилями: он переднемоторный, с карбюраторным (!) двигателем V8 Ford... и огромными антикрыльями с обеих сторон. Его результат на горе — 10 минут и 38,259 секунд. Не можем обойти вниманием и ещё одного пилота из класса «Open Wheel» — я имею в виду Пола Далленбаха. Он тоже из гоночной семьи: его отец Уолли Далленбах в шестидесятые и семидесятые выступал в «формульном» чемпионате USAC Champ Car, брат Уолли-младший ездил в Наскаре. А Пол зарабатывает на жизнь водителем-каскадёром в фильмах и рекламе... и каждый год ездит на «Пайкс Пик». Двукратный победитель гонки, он много лет выступал на сверхмощном багги собственной конструкции, созданном на основе болида серии IndyCar, но в этом году сменил его на более технически простую машину. Фирма Sierra Cars специализируется на лёгких внедорожных багги с мотоциклетными агрегатами, а Sierra Alpha — экстремальный вариант, приспособленный для асфальтовых гонок: осаженная кольцевая подвеска, шины-слики, огромные антикрылья и двигатель от гипербайка Suzuki Hayabusa, при помощи турбонаддува форсированый до 450 лошадиных сил. По гоночным меркам машина недорогая: 75-108 тысяч долларов. Далленбах финишировал с десятым временем в «абсолюте» — 11 минут и 6,387 секунд. Обладатель пятого места в абсолютном зачёте Дерек Бойд — живой пример того, что для результативного выступления не нужен многомиллионный бюджет: уроженец Колорадо-Спрингс много лет участвует в соревнованиях тайм-аттак на Mitsubishi Lancer Evo X, каждый год ездит на Пайкс-Пик, и параллельно уже восемь лет понемногу дорабатывает машину. Сейчас его Evo представляет собой весьма и весьма серьёзную силу! Хотя у меня есть пример даже лучше. С Тимом Харди я познакомился восемь лет назад, когда он ещё учился на младших курсах в университете. И вместе с отцом построил у себя в гараже BMW 325 с турбиной, позволившей поднять мощность мотора до 480 лошадиных сил. С тех пор он постоянно участвовал в хиллклайме, понемногу переделывал машину, и в этом году занял двенадцатое место. Хотя команда Коди Лавленда в этом году вновь не смогла добиться заметного результата, но рассказать о его сверхамбициозном проекте мы просто обязаны. Уж очень радикально выглядит автомобиль Enviate Hypercar! Лавленд начинал девять лет назад с экстремально доработанной Honda NSX, но сейчас его среднемоторный болид напоминает ле-мановский прототип на стероидах. В основе пространственная рама из стальных труб, за креслом пилота — семилитровый «смолл-блок» Chevrolet V8 подготовки Supercar Systems c громадной турбиной мощностью около 1600 лошадиных сил, приводящий все колёса посредством трансмиссии фирмы Sadev. Согласно расчётам, аэродинамическое оперение с огромным антикрылом и развитыми тоннелями в днище позволяет создать на скорости 160 километров в час прижимную силу, эквивалентную весу трёхтонного груза. А вот болид Дона Викструма — пример противоположного подхода: за основу взят готовый прототип — проверенный и надёжный Riley LMP3, который серьёзно перекроили специально для «Пайкс-Пика». Заднеприводный болид с углепластиковым монококом оснастили двигателем от Nissan GT-R, форсированным до 700 с гаком сил, и более развитым аэродинамическим оперением. Впрочем, из-за погоды реальный потенциал машины так и остался неясным. В числе неудачников оказался и канадец Вильям Ау-Юн: осадки даже не позволили ему проехать полную дистанцию (судьи пустили его по сокращённой). Тайм-аттакер на Хонде Civic c 600-сильным турбомотором K-серии надеялся поставить новый неофициальный рекорд среди переднеприводников (в гонке нет разделения по типу привода). Ну а пока держится рекорд 2016 года, поставленный американцем Робом Холландом на Audi TT-RS — 10 минут и 56,878 секунды. Как видите, несмотря на перемены, «Пайкс-Пик» по-прежнему живее всех живых. Удивительным образом, эта гонка остаётся близка к народу, несмотря на обилие высокобюджетных команд. Здесь главное — не столько деньги, сколько страсть и упорство в достижении цели. А редакция «Мотора» и в будущем обещает следить за интересными проектами, которые создаются для штурма горы.

Источник: Lenta.ru



Каталог предприятий

+7 (8152) 46-92-81
Мурманск, ул. Расковой д. 23 офис № 2.
e-mail: info@autobytservice.ru
© 2008 «Авто Быт Сервис» — ремонт автомобилей